Ассоциация менеджеров жилищного и коммунального хозяйства


yaostrov.ru

Когда с проверкой приходит прокуратура…

Александр Толмачёв рассказал о том, кому грозит такой контроль, какие нарушения могут инспектироваться и как можно защитить своё предприятие от возможных последствий.
09 февраля 2017

 

Генеральная прокуратура представила доклад о правонарушениях в сфере ЖКХ за 2016 год по итогам проверок отраслевых организаций. Как показывают результаты, всего было выявлено 318 тысяч нарушений, к ответственности привлекли 63 тысячи должностных и юридических лиц, внесли более 74 тысяч представлений, объявили больше 18 тысяч предостережений и завели 790 уголовных дел. Больше всего противоправных действий было выявлено в Свердловской и Сахалинской областях, в Кабардино-Балкарской Республике.

Среди самых распространённых нарушений — затягивание сроков капитального ремонта, высокая задолженность коммунальных организаций перед ресурсоснабжающими, излишние начисления при управлении МКД, а также злоупотребления связями с должностными лицами.

Тем не менее «жертвой» прокурорской проверки может стать организация, у которой нет намерения нарушить закон, так как причиной санкций со стороны органов контроля могут быть элементарное незнание нюансов профильного законодательства либо ошибки. Поэтому очень важно понимать, можно ли подготовиться к проверкам со стороны прокуратуры и как стоит вести себя с проверяющими?

Александр Васильевич Толмачёв, заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук, профессор, ответил на эти вопросы для портала АМ-ЖКХ:

«Начнём с самого главного: кто кого имеет право проверять. Если управляющая компания занимается только управлением жилым фондом и не имеет отношения к коммунальным ресурсам, её будет один раз в три года проверять жилищная инспекция, а прокуратура не будет иметь отношения к контролю. Она вмешается только в том случае, если жилищная инспекция выявит какие-то серьёзные нарушения, и только тогда будет уточняться, законно или незаконно управляющая организация ведёт свою деятельность.

Если речь идёт об организации, которая имеет отношение к ресурсам (через которую проходят газ, канализация, водопровод), тогда не жилищная инспекция, а именно прокуратура имеет право самостоятельно проверять по вопросу, например, жалоб, связанных с повышением тарифов. Ситуация: в регионе установлен тариф в размере 1 рубля, а компания берёт 1,20 рубля. Жалоба со стороны жителей или предприятия, которое не довольно таким тарифом, — и прокуратура имеет право проверить организацию, которая должна обосновать такое повышение. Если же этот тариф установлен депутатами законодательного собрания, то данный вопрос будет решать вышестоящая инстанция — не местная прокуратура, а Генпрокуратура».

Эксперт подчеркнул, что коммунальные ресурсоснабжающие организации могут устанавливать завышенные тарифы по тем причинам, что им либо не хватает денег, либо это решение принимает депутатское собрание, причём уровень тарифа может повыситься в 2–3 раза. После таких действий последует не только прокурорская проверка, но и суд. В большинстве подобных случаев органы власти проигрывают, так как тарифы устанавливаются региональной комиссией, и если власти субъекта Федерации не были против их повышения, то прокуратура не может ничего предъявить ресурсоснабжающей компании.

Более того, государственная политика в сфере ЖКХ такова, что тарифы растут каждый год в среднем на 20%. И зависит это не от руководителей предприятий, связанных с ресурсами, и управляющих организаций, а от властей, которые принимают меры по привлечению инвесторов именно в коммунальное, а не жилищное хозяйство. Тарифы повышаются с той целью, чтобы обеспечить привлекательность сферы для бизнеса. Однако прокуратура будет проверять как раз «ресурсников» по вопросам увеличения цен.

Александр Толмачёв также обратил внимание на одно из нарушений, указанных в докладе Генпрокуратуры, — затягивание сроков капитального ремонта. «Управляющая компания, которая занимается организацией общего имущества дома, никакого отношения к капитальному ремонту не имеет. Для этого существует региональный фонд, куда закладываются деньги собственников. Через его оператора в каждом субъекте Федерации компании по тендеру получают задачи, связанные с капремонтом дома, и, конечно, никакая управляющая компания здесь не участвует, потому что у неё другая специализация. А претензии собственников жилья к качеству капитального ремонта часто направляются как раз управляющим компаниям, но это неверно, потому что тут надо обращаться именно к региональным фондам, которые определили конкретную строительную компанию на капитальный ремонт, либо напрямую к ней, если её нашли сами жильцы. Тем не менее здесь прокуратура тоже роли не играет, так как там ссылаются на то, что это гражданско-правовые отношения, хозяйственные споры. Поэтому строительные компании, занимающиеся капремонтом, могут не опасаться таких проверок», — рассказал эксперт.

Он добавил, что есть способ избавиться от лишних проверок и организовать деятельность наиболее эффективным образом:

«Если дом занимается самоуправлением, то есть создан либо жилищный кооператив, либо организовано товарищество собственников жилья, то всё имущество находится в общей долевой собственности, которым управляют жильцы. Их никто проверить не может, потому что они не лицензируются, — это нужно только коммерческим управляющим организациям. Сами собственники принимают решения о том, что та или иная компания будет заниматься ремонтом и на определённых условиях. И опять же — генпрокуратура здесь не причём. Поэтому совет нашим собственникам, нашим жителям, а также компаниям, которые хотят избежать ненужных проверок, что со стороны прокуратуры, что со стороны жилищной инспекции, — нужно уговаривать людей на переход к самоуправлению, так как это и затевалось при нашей жилищно-коммунальной реформе ещё 20 лет назад. И подписывать договоры нужно с этими же кооперативами и товариществами. Вот только так можно избежать и проверок, и проблем, и, конечно, сэкономить деньги».

А что же стоит делать ресурсоснабжающим организациям, которым грозят прокурорские проверки в случае расхождения их тарифов с региональными? Чаще всего повышение цен происходит из-за нехватки средств для работы предприятия, и они сами объясняют это либо необходимостью ремонта, либо неплательщиками. Эксперт рекомендует направлять проверяющих от прокуратуры именно к должникам. «Но парадокс заключается в том, что из всех долгов по стране (примерно триллион рублей) где-то 70% — это долги юридических лиц, чаще всего — бюджетных организаций. И получается, что если те же “ресурсники” попросят о помощи прокуратуру, чтобы вернуть средства от бюджетных организаций, то она, скорее, откажется, аргументировав это тем, что в бюджете нет денег, и предприятиям нужно как-то выкручиваться самостоятельно. Смысл выживания ресурсоснабжающих организаций только в том, чтобы направлять проверяющих в русло сбора средств с должников», — рассказал Александр Толмачёв. 

Материал подготовила Анна Донцова.

Толмачев Александр Васильевич

д.ю.н.
Заместитель Председателя Союза Юристов Москвы, председатель комиссии по законодательству Союза юристов города Москвы, профессор, преподаватель межотраслевого Учебного центра НП СРО «МГУ ЖКХ».
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги



Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015