Ассоциация менеджеров жилищного и коммунального хозяйства


zhkh-service.ru

Общественный контроль ЖКХ — к лучшему ли это?

Эксперт Ассоциации менеджеров ЖКХ рассказал, как это может сказаться на деятельности сферы.
20 января 2017

 

Правительство РФ 16 января утвердило правила общественного контроля организаций ЖКХ. Основные параметры были прописаны в постановлении «О порядке общественного жилищного контроля», внесённом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В документе указаны гарантии предоставления доступа для общественных организаций к проверкам вместе с представителями Госжилинспекции. Чтобы принять участие в контроле деятельности предприятий ЖКХ, объединению общественно активных граждан необходимо разместить объявление, которое будет сообщать об этом намерении заранее. С 1 июля 2017 года информация о таких общественных организациях будет внесена в ГИС ЖКХ.

Помимо этого, к проверкам смогут присоединиться и отдельные граждане. Для этого им придётся обратиться к объединению, которое участвует в контроле, и оно же должно будет рассмотреть этот вопрос и в течение 5 дней принять решение о привлечении к проверке или отказе в этом для всех кандидатов.

Предполагается, что эти меры смогут повысить прозрачность и эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ. Уже сейчас общественные организации предпринимают попытки участвовать в проверках компаний отрасли, а постановление утверждает нормы, которые облегчат эту задачу для общественно активных граждан.

Однако поспособствует ли это улучшению ситуации в ЖКХ? Своим мнением по этому вопросу поделился Владимир Анатольевич Санинский, юрист ООО «Юр-Экспресс», ведущий юрист Межрегионального профсоюза руководителей и специалистов предприятий жилищной сферы «ЖИЛСФЕРА». Эксперт опасается того, что, несмотря на благие намерения государства, общественный контроль может сыграть неблагоприятную роль для сферы ЖКХ. «Во-первых, хочу обратить внимание на то, что принятое постановление не просто закрепляет гарантии доступа общественных объединений и отдельных граждан к проверкам вместе с представителями Госжилинспекции, как думают многие, а предоставляет право таким общественным контролёрам самостоятельно инициировать и проводить общественные проверки без привлечения представителей Госжилинспекции и других государственных органов. При этом перечень лиц, которые могут выступать в качестве субъектов общественного жилищного контроля, т.е. организаторов проведения общественных проверок, чересчур избыточен, что может привести к огромному количеству общественных проверок одних и тех же фактов по предложению каждого из возможных инициаторов. Это, скорее всего, будет тормозить деятельность управляющей компании, потому что вместо того, чтобы выполнять все задачи и функции, которые возложены на неё законом и договором, который она заключила с собственниками, и другими нормативными актами, она просто будет пускать все свои ресурсы, денежные, трудовые, временные, на то, чтобы просто пройти через все эти бесконечные проверки общественных контролёров», — считает Владимир Санинский.

Помимо этого, эксперт отметил, что не нужно забывать о том, что сам институт общественных проверок, регулируемый Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ», относительно молодой и имеет массу пробелов в вопросах его реализации, с которыми столкнутся и общественные контролёры в сфере ЖКХ.

Эксперт также обратил внимание на квалификацию общественных контролёров, к которым, по сути, не предъявляется каких-либо чётко сформулированных требований:

«В качестве общественных инспекторов выступают простые граждане, которые не обладают достаточной квалификацией, знаниями и опытом в сфере жилищного законодательства. С большим огорчением можно констатировать тот факт, что даже представители Государственной жилищной инспекции, профессионально занимающиеся надзорной деятельностью в сфере ЖКХ, далеко не всегда обладают необходимой квалификацией, в связи с чем ждать от общественных проверок качественного результата весьма наивно».

Вдобавок с 1 января 2017 года устанавливается ответственность управляющих компаний за неправильно начисленные коммунальные услуги — до 50%. «Прежде всего, необходимо отметить, что в данном случае речь идёт не об административном штрафе для исполнителя коммунальных услуг, а о гражданско-правовом. То есть если управляющая организация допустит соответствующую ошибку в начислениях за коммунальные услуги и не устранит её до наступления соответствующих событий (т.е. до обращения и (или) до оплаты потребителем), то она уже, в силу закона, обязана будет выплатить указанный штраф без принятия каких-либо дополнительных решений со стороны административных и иных органов. Что-то вроде пени, только наоборот — в пользу потребителя. Однако данный порядок несправедлив и, на мой взгляд, противоречит ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, во исполнение которой, собственно говоря, он и был принят. Так, ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (т.е. норма федерального закона) предусматривает ответственность в виде штрафа исключительно в отношении лица, виновного в нарушении порядка расчёта платы за коммунальные услуги. А постановление №1498, которым непосредственно установлен размер штрафа и процедура его выплаты, указывает на заведомую ответственность только лишь исполнителя коммунальных услуг, т.е. управляющей организации даже в том случае, если расчёты она производила не самостоятельно, а с помощью единых расчётных кассовых центров. Такой порядок наложения штрафов на исполнителя коммунальных услуг не отвечает принципам законности и справедливости, продолжая порочную практику возложения ответственности на управляющие организации за факты, к которым она напрямую отношения не имеет. Так у нас штрафуют управляющие организации за некачественные коммунальные услуги, тогда как они не отвечают требованиям по причине предоставления некачественного коммунального ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации. Или начисляют проценты за пользование чужими денежными средствами, которые управляющая организация обязана оплатить ресурсоснабжающим, однако, в силу действующего законодательства, с потребителей она эти деньги вовремя собрать не имеет правовых оснований. Теперь вот ещё этот 50% штраф», — прокомментировал  эксперт.

Кроме того, Владимир Санинский отметил, что постановлением №1498 возникновение обязанности по уплате штрафа не ставится в зависимость от наличия или отсутствия умысла управляющей организации в допущенной ошибке в расчётах за коммунальные услуги. Таким образом, избежать наказания, сославшись на техническую или иную ошибку, похоже, не удастся. 

Материал подготовила Анна Донцова.

Санинский Владимир Анатольевич


Юрист ООО "Юр-Экспресс", ведущий юрист Межрегионального профсоюза руководителей и специалистов предприятий жилищной сферы «ЖИЛСФЕРА», эксперт Школы профессионального управления МКД.
Посмотреть подробный профиль



Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015