Ассоциация менеджеров жилищного и коммунального хозяйства


Особенности национальной концессии

В последнее время сфера ЖКХ во многом переходит от принятия нормативных документов к реализации практических проектов на их основании, работа ведется, в том числе, по подготовке концессионных соглашений, связанных с рядом активов в субъектах РФ.
14 января 2015

Целый ряд нормативных актов подразумевает концессию как основной способ государственно-частного партнерства — а представители некоторых органов власти  даже называют ее единственно применимым на сегодня способом ГЧП.

Сама процедура концессии уже была прописана довольно подробно, но есть и существенные новации. Так, с 1 мая этого года в закон о концессии вводится понятие «частная инициатива». Если до этого момента инициатором передачи имущества в концессию мог быть только собственник, то теперь такая возможность появится и у самих частных компаний. При желании они смогут самостоятельно изучить ситуацию, разработать и внести соответствующее предложение в адрес собственника имущества — органа власти. При этом орган власти обязан не просто рассмотреть это обращение, но и, если внесенные предложения соответствуют действующему законодательству, публично представить их для принятия — конечно, если нет других участников, готовых заключить концессионное соглашение на более выгодных условиях.

По мнению законодателей, сейчас для концессионеров создан целый ряд условий, которые защищают его права. Нормативно им гарантирована выручка, о которой заключаются договоренности на старте концессионного соглашения, независимо от изменения нормативно-правовой базы во время его действия. Также важно понимать, что при заключении соглашения на весь период его действия одновременно устанавливаются и тарифы. В условиях, когда концдентом объявляется орган местного самоуправления, гарантом исполнения тарифных решений выступает субъект РФ.

Концедент может подготовить конкурсную документацию самостоятельно или же привлечь для этого экспертов, причем практика показывает, что во многих случаях потенциальные концеденты так и поступают. Процедуры, на основании которых проводится конкурс, прописаны в федеральном законе.

У дальнейшего действия концессионного соглашения существуют свои особенности. Как правило, возможны два варианта возникновения концессии: в нее переводятся некие реальные отношения или же ее целью являются изменения в ресурсоснабжении муниципального образования. Нормативными актами установлены предельные индексы роста оплаты жилищно-коммунальных услуг, поэтому если органы власти хотят просто перевести аренду в концессию, им придется столкнуться с тем, что эти ограничения будут действовать достаточно жестко.  Однако во втором случае то же самое постановление предусматривает возможности для выхода из этих предельных уровней: есть определенные законодательные процедуры, пройдя которые, можно обеспечить для концессионера достаточно комфортные условия и, таким образом, привлечь инвестиции.

В этом году страну ожидает вал концессионных конкурсов, отмечают представители государственной власти, так как все неэффективные МУПы должны быть переданы в концессию. Это ставит существенный вопрос, который требует законодательного вмешательства: что делать с  долгами таких предприятий? Ведь, как правило, неэффективным объявляется тот МУП, который имеет значительную задолженность, неформально является банкротом. У муниципального бюджета денег, чтобы рассчитаться с этими долгами, нет, а передавать имущество, обремененное долгами, в концессию нельзя. Сейчас проблема решается, если находятся ситуативные решения, при которых долги передаются в скрытой форме. В качестве более результативного экспертами предлагается вариант, при котором жестче формулируется плата концессионера за вход, которая будет использоваться муниципальным бюджетом для решения существующих проблем.

Ситуацию усугубляют также завышенные ожидания со стороны концедентов. При этом все проблемы по подготовке и дальнейшему заключению концессионного соглашения вполне могут решаться в ходе текущего взаимодействия, отмечают представители органов власти. В частности, необходимо создать ряд типовых документов и бизнес-моделей, проработанных с банками, чтобы можно было бы по их параметрам понять, какие ожидания укладываются в концессию, а какие — нет.


Новости по теме


Copyright 2014-2015