Ассоциация менеджеров жилищного и коммунального хозяйства


Взыскать задолженность за ЖКУ: радикальные меры

УК сталкиваются с тем, что жители многоквартирных домов абсолютно не представляют ценности общего имущества. Также они не в состоянии самостоятельно решить, нуждается ли общее имущество в улучшениях. 
20 января 2015

При этом любой бизнес измеряется во вполне конкретных показателях, и чтобы заказать какую-либо услугу и оценить ее качество, необходимо понять, стало ли состояние имущества лучше или хуже после этой услуги. Соответственно, для выделения подобного критерия в сфере жилищно-коммунального хозяйства критично важно понимание стоимости этого имущества.

 

Жители многоквартирных домов же, как упоминалось выше, не понимают, что управляющие компании делают, что происходит в результате их работы с общим имуществом. Помимо этого, до сих пор никто в стране не знает, как вообще управлять многоквартирной недвижимостью. Конечно, Административным кодексом РФ утверждены правила управления многоквартирными домами, однако они несовершенны и довольно общи. Предложение же экспертного сообщества создавать инструкции по эксплуатации такой недвижимости на уровне проектирования здания (как его обслуживать на всех этапах, перечень работ и периодичность их проведения) пока получило отклика. Старые муниципальные дома зачастую передаются управляющим компаниям и вовсе без документации. При этом, если сравнивать ситуацию с условиями, в которых находятся владельцы другого имущества, она значительно более проигрышная. Так, например, процедура технического обслуживания автомобиля предельно ясна и законодателю, который его сертифицирует, и собственнику, который его купил, и непосредственно сервисной организации.

 

Все это приводит к тому, что управляющие компании сталкиваются с крупными задолженностями собственников жилья за коммунальные услуги и нежеланием их гасить. По словам экспертов, большую часть должников составляют глубокие (долг накоплен за 12 и более месяцев), и работать с ними, конечно, труднее всего. Практикующиеся методы воздействия на таких собственников эксперты называют недостаточно эффективными и предлагают ужесточать меры по отношению к должникам. В частности, на X Юбилейном всероссийском форуме руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства прозвучало предложение вводить блокирование водоотведения для жильцов, чей долг превышает три месяца – до этого момента она считается нецелесообразной, в связи с тем, например, что расчетные центры иногда могут представлять неверную информацию (подобная процедура разрешена соответствующим постановлением правительства).

 

По словам экспертов, практика применения такой блокировки показывает положительную динамику возврата задолженностей – до 75%. Особенно эффективна она в отношении «молодых» должников — они еще психологически не выродились в абсолютно индифферентную к любым мерам воздействия группу. Помимо этого, сумма их долгов сравнительно невелика, и при угрозе блокирования водоотведения собственники с задолженностью сроком в 3-6 месяцев не только чутко реагируют, но и надолго дисциплинируются. Эксперты отмечают, что в количественном отношении мера также чрезвычайно эффективна: за три месяца применения блокирования услуги водоотведения одной из московских управляющих компаний удалось собрать 34% от всей массы задолженностей. Никакой другой метод не приносит такого эффекта, подчеркивают эксперты, добавляя, правда, что чудес ждать в любом случае не стоит: стопроцентной собираемости не обеспечит ни одна мера. При этом, по опыту той же управляющей компании, отмечается, что из 220 вернули долги 162 человека, что говорит об объективной результативности. В связи с этим даже предлагается ввести новый показатель — повышение платежной дисциплины жильцов многоквартирного дома. 


Новости по теме


Copyright 2014-2015